Сколько стоит килограмм иллюзий?
За что человек любит цирк? Нет, не так. Зачем человеку творчество вообще ? С языка немедленно рвется штамп: для самовыражения. Понятие емкое и не очень понятное, но звучит убедительно. Лично меня ,с некоторых пор, больше устраивает вариант в такой формулировке: потому, что хочется. В общем, с личным и персональным творчеством все более менее ясно, так что незачем огород городить. Но ведь есть еще и оценивающая сторона - зритель. Ему-то что за радость от чужой деятельности? Он даже готов, время от времени заплатить некоторую сумму денег за возможность увидеть и оценить. Увидеть и оценить - что? Конечно, как правило, иллюзию. Звуковую, зрительную, комбинированную- на любой вкус. Зрителя мало интересует процесс создания фильма, спектакля, телешоу, книги или картины, особенно во время и в процессе восприятия иллюзии. Позднее, выйдя из (к примеру) кинозала, зритель может позволить себе порассуждать о процессе съемки, разумеется в меру своих знаний. Но до определенной степени, поскольку разрушать иллюзию зритель не собирается -не за тем приходил и деньги платил. Исключение составляют так называемые знатоки (которые вообще все знают и про которых Остап Бендер говорил: "Убивать надо таких знатоков!") и критики, которых убить периодически хочется,- но нельзя : вороны и волки- санитары леса.
И вдруг, в один прекрасный день, человек обнаруживает в себе тягу к творчеству ,и несмотря на лень и другие, менее серьезные препятствия, начинает медленный переход из категории зрительской в категорию исполнительскую.
Поскольку речь идет о Танго ,говорить мы будем о тех и для тех, кто решил научиться танцевать. Первое впечатление (ах!) и первое общение с реально танцующими (Танго - это просто!) приводит человека в танцзал и тут его подстерегает первое разочарование: никаких таинственных действий не происходит, ногами выше головы никто не машет ,а учитывая нашу вечную бедность, дизайн тренировочных залов трудно сравнивать с декорациями голливудских хитов.(Это в Варшаве у Академии Танго в спонсорах, среди прочих, два банка, у нас же банки настроены не так романтично). Далее, преподаватели зачем то учат новобранцев ходить. Ходить. ходить... А ногами махать?! Вот на этой стадии многие и ломаются: поверить преподавателю на слово, что все должно происходить именно в такой последовательности оснований нет, а время и денежки- тю-тю... Второе разочарование наступает оттого, что человек взрослый и даже успешный, знающий себе цену, оказывается в роли первоклассника - двоечника, а тут еще и тело на которое всю жизнь привык полагаться делает что-то не то, а иногда и вообще отказывается делать что-либо. Третье разочарование: у товарищей по совместной борьбе все получается намного лучше. Вроде и начинали вместе и учились плечо к плечу, и вот у него выходит, а я - тупой. И четвертое классическое разочарование состоит в том, что изнутри Танго не совсем такое, каким казалось извне, точнее будет сказать совсем не такое. И вот идет отсев: неуверенные, уставшие, разочарованные - люди уходят. И совершают главную ошибку: торопятся с выводами. Нет, конечно, всегда и везде присутствует некий процент случайных людей, но их, как правило, единицы. Все просто: человек переходит из категории зрителя в категорию участника и переход этот не всегда бывает быстрым и безболезненным - это во-первых. Человек попадает в иную среду. В иное сообщество, которое существует в иной плоскости и живет по своим ,специфическим законам, которые сперва не очень понятны и подчинены своей логике- это во-вторых. И тут новичка подстерегает опасность скрытая в нем самом: попытаться понять эту логику или вступить с ней в конфликт, что называется, с ходу- как поступить? Не берусь судить о танго-сообществе в целом -оно в Украине неоднородно, но по опыту работы нашего клуба могу сказать смело: новичка оценивают по его техническим возможностям в последнюю очередь. Ведь техника танцевания - дело наживное и измеряется скорее километрами пройденными по паркету и литрами пота пролитыми на занятиях и, в какой-то мере, способностями или талантом. А интересует, в первую очередь ,личность, характер, привычки, уровень воспитания и так далее. Дух соревновательности, присущий спортивным бальным танцам отсутствует напрочь. Вопрос: почему? Танго, как социальный городской танец родилось в эпоху формирования крупного города, или как теперь принято называть - мегаполиса с отдельными районами, предместьями, условно разделенными по имущественным, религиозным, этническим и другим признакам. Условия жизни в большом городе накладывают существенные ограничения на свободу общения людей между собой (много ли вы знаете о соседях в вашем подъезде?), плюс нежелание устанавливать серьезные отношения с большим количеством людей (своих забот хватает).Танго дало возможность общения на безопасном, с точки зрения городского жителя, расстоянии: партнеры достаточно раскрываются в танце для того, чтобы реально оценить друг друга и решить: стоит ли делать шаг к дальнейшему сближению и где установить границу общения, без лишних обид и разочарований. Так что, уважаемые новички, никто не оценивает глубину вашего неумения. Ну а если таковые и имеются, то сравнивают вас с собой, а значит, просто не уверены в своих силах, так что записывать их в недоброжелатели не стоит.
Теперь об иллюзии. В процессе изучения основы, мы не советуем новичкам смотреть видео с записями выступлений известных танцоров, с целью дополнительного обучения. Тому есть несколько причин. Первая: танцоров высокого класса, все таки, единицы. Ну может быть десятки. Танец это хлеб их насущный, их жизнь, если хотите. За каждым блистательным выступлением - месяцы и годы тренировок, травмы и разочарования, проблемы возраста, конкуренция и прочее. Это - шоу. Шоу рассчитано на обычного зрителя, который механизма движения не понимает, а воспринимает лишь результат. Так и должно быть: иллюзионист в цирке срывает аплодисменты .не вдаваясь в механизм фокуса, а публика аплодирует мастерству, а не факту обмана. Поэтому, пока механизм зрелищных элементов вам не знаком, воздержитесь от получения комплекса «ой, я так никогда не смогу». Сможете по другому, немного иначе. Время покажет. Вторая причина: попытка перенять не только манеру танцевания, но и набор элементов присущих исполнителю. Дорогие новички (и не только), эти попытки более всего напоминают попытку маленького мальчика соорудить из двух стульев автомобиль и с увлечением играть в шофера. Имитация элемента выглядит смешно, поверьте. Правда, впадают в детство, как правило те. кто уже научился стоять на ногах и теперь упорно рвется в звезды. Третья причина: кризис доверия к преподавателю. Это уже, правда, в меру ума и воспитания. Уровень преподавания и темпы продвижения вперед перестают устраивать «юного» танцора, что часто приводит к конфликтным ситуациям. В таких случаях (кроме заведомо клинических), после длительных уговоров, мы советуем либо пересмотреть самооценку, либо сменить преподавателя. Мастерство исполнителя следует оценивать либо с эмоциональной точки зрения (зрителя), либо профессиональной (при наличии знаний и опыта).В противном случае это просто досужие разговоры: не запрещено, но пользы никакой. Каждый элемент танца только помогает преобразовать эмоции в доступную для партнера (в первую очередь) и зрителя (если очень нужно произвести впечатление) форму. Хотя, если задуматься, танцуем мы все таки для себя, для собственного удовольствия, а вот это уже не иллюзия, а просто другая тема.
http://ydik.doctor.by/tango_in_minsk/teachingtango/
Victor (july 2007)
16 дек. 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий