Танго танцуют на Милонгах. С них и начнем.
Милонги и Практики
В декабре 2006 года в Буэнос Айресе приняли закон, согласно которому организаторы могут называть свое мероприятие «милонгой», только если музыка, на нем звучащая, минимум на 70% состоит из танго, вальсов и милонг. Закон за пределами Аргентины силы не имеет :). Милонги в Аргентине и за ее пределами порой несколько отличаются, но в целом в танго-мире под «милонгой» подразумевают одно и то же (хотя любое правило имеет исключение; порой можно встретить милонги, где ставят довольно много «не-танго» музыки. Например, пару лет назад на милонге в Прибалтике автор слушал Depeche Mode). На некоторых аргентинских милонгах (особенно, которые длятся больше 4 часов) можно встретить танду сальсы, рок-н-ролла. Раз за вечер могут поставить чакареру или кумбию (аргентинский фольклор). В основном же Милонга — это Храм Танго; обычно там звучат записи Золотого Века танго, реже можно услышать танго, записанные в 30х или 50-60х годах. (Когда автор первый раз побывал в Буэнос Айресе, на милонгах было намного проще встретить оркестр Color Tango “живьем“, нежели в записи.) В Москве (к удовольствию автора :)) сальса на милонгах не встречается, да и чакарера — редкий гость. В Буэнос Айресе милонги бывают «короткие» скажем, с 9 вечера до 1 ночи), и «длинные» (с 10 вечера — и до 4 утра и позже). На последние основная масса танцоров начинает собираться где-то к полуночи (независимо от дня недели). Еще есть дневные милонги, куда, по слухам, некоторые забегают в обеденный перерыв. В Москве дневных милонг (пока?) нет, в среднем регулярная милонга длится 4-5 часов, большинство милонг закрываются (пустеют) до закрытия метро. По пятницам есть возможность потанцевать подольше, однако значительная часть танцоров все равно расходятся около 1 ночи. Вообще, условно можно разделить «милонги в Арген тине» и «Милонги в Америке и Европе» (Россию и Украину стоит отнести к последней :)) Также, на мой взгляд, справедливо выражение «чем старше танго-сообщество в том или ином городе, тем больше основная часть милонг тяготеет к «классическим». Здесь под «старше» имеется в виду не возраст танцующих, а как давно в городе появилось танго. В современных реалиях 10 лет — возраст вполне солидный. Одно из отличий между милонгами в Европе и в Аргентине: в Буэнос Айресе люди часто приходят на милонгу пообщаться с друзьями, выпить стаканчик вина, послушать музыку, и, если будет настроение, заодно и потанцевать. В Европе же люди в основном приходят именно для того, чтобы танцевать танго. Помимо Милонг существуют еще и Практики. В Буэнос Айресе обязательный атрибут милонг — столики, организаторы, за них рассаживающие, официанты, дресс-код, особый этикет приглашения на танец и строгая структура музыки в течение вечера (о чем ниже). Практики (в Буэносе) — это «милонги — вид сбоку», только с более «свободным нравом». Чаще можно встретить кавалеров в джинсах и футболках, девушек в шароварах и кроссовках, может не быть столиков (вместо них — стулья вдоль стены) и бара, зато можно «приносить с собой». На Практиках можно услышать как «классическое» танго, так и «электронное», или же вовсе «не-танго» музыку. В Москве под словом «Практика» больше
подразумевается некоторое мероприятие (часто — в том же зале, где проходят занятия), куда люди приходят чтобы закрепить материал последнего урока, что-то отработать. Есть зал, зеркала, иногда — даже преподаватель, звучит музыка. Хотя некоторые все равно приходят «просто потанцевать». В отличии от милонги, на практике никто не подумает плохого, если вдруг одна пара остановится посреди танца и начнет что-то обсуждать :) Иногда перед милонгами также объявляют «практики». Некоторые преподаватели используют их, чтобы давать частные уроки, а кто-то — просто чтобы придти потанцевать и уйти домой пораньше :)
Танды и Кортины
На милонгах музыку ставят тандами. Танда - это блок из 4 или 5 танго (3 или 4 вальсов или милонг), как правило - одного оркестра, реже - просто похожих по темпу и настроению (собрать такую танду - это искусство диджея). У каждого диджея есть свои предпочтения насчет ставить 1 или 2 танды танго, и только потом вальсы или милонги, но общее правило чередования «танго-милонги-танго-вальсы» соблюдают практически все и везде. Между тандами звучат «кортины» - небольшие отрывки как правило нетанцевальной музыки, отмеряющие конец одной танды и начало следующей. (Если на танцполе народ танцует под кортину, диджей бьется головой о стену :)) Обычно кортина обозначает, что танда закончилась, всем пора сказать друг другу «спасибо» и разойтись по своим местам, освобождая танцпол. В Буэнос Айресе на милонгах есть жесткое правило — не танцевать больше одной танды подряд с тем же партнером. Даже если вы вышли на танцпол не в начале танды. Такое могут себе позволить только довольно близкие люди. Если же пара, оставшаяся на вторую (третью) танду таковыми не являются, про них все равно так подумают (еще одно железное правило милонги: «Все всё видят»). В Европе вообще и в Москве в частности часто к этой традиции относятся менее строго. Здесь танцевать 2 танды подряд ничего «такого» не значит. Однако, некоторые этим злоупотребляют, танцуя подряд три, четыре и более танд, как будто эта милонга — последняя, и завтра танго отменят. Еще одно правило истинного милонгеро - «всегда будет следующая». Здесь автор брюзжит: придешь на милонгу, глянешь на танцпол, вспомнишь, что «застольные поэты коротких стихов не пишут» и поставишь галку, что «с Х мне сего дня потанцевать не светит». Девушки! Слишком долго танцуя с одним партнером, вы лишаете себя возможности быть приглашенными кем-то еще! :)
Приглашение на танец
На милонгах джентльмены приглашают дам. В Буэнос Айресе — это закон. В Европе нравы местами попроще и можно встретить обратную ситуацию, но все же не часто. Москва, насколько я знаю, здесь скорее солидарна с Буэносом. (Ну, разве что между друзьями). Такой вот мачизм. Но это не значит, что девушки лишены возможности выбора с кем потанцевать. Важно не только кто приглашает, но и КАК. В природе существует два способа пригласить девушку на танец: «подойти и сказать ей об этом» или «взглядом». На милонгах Буэнос Айреса в основном распространен второй способ, известный как кабесео (cabeceo).
Кабесео** — это традиция.
Корни этой традиции уходят к тому времени, когда незамужние девушки приходили на милонги в сопровождении своей мамы. Поэтому приглашать их приходилось издалека. Некоторые источники говорят, что, возможно, кабесео использовалось и до 30х годов ХХ века, но все равно его предназначением было пригласить даму, которая пришла в сопровождении кого-то. В общем, суть кабесео понятна и довольно естественна. Как уже говорилось, «на милонге все всё видят». И дамы, и кавалеры (порой при этом делая вид, что заняты чем-то еще) смотрят, кто сейчас (и как) танцует, а кто — нет. На больших милонгах в начале танды порой можно почувствовать, что воздух наэлектризован от взглядов. Если девушка задумчиво читает меню, изучает свои туфли или увлеченно общается с подружкой — вряд ли она настроена сейчас танцевать. Если же она не занята и «просто сидит», она как правило обращает внимание на происходящее вокруг и ее взгляд можно перехватить. Говорят же, что взгляд можно почувствовать :) Установив контакт взглядом (убедившись, что дама на него смотрит, а не случайно подняла глаза), кавалер делает легкий кивок головой (в сторону танцпола), приглашая на танец. Если дама кивает в ответ, джентльмен идет в сторону дамы и они встречаются около танцпола. Как правило, мужчина первым делает движение навстречу. Если девушка не настроена принять приглашение, она просто отведет взгляд. Если вы хотите потанцевать с девушкой, а ее взгляд все никак не можете поймать, это может означать , что либо в зале темно, либо она не знакома с кабесео, либо сейчас она не хочет с вами танцевать. Как действовать дальше — следует решать «по обстановке» :)
Часто девушки смотрят в сторону партнера, с которым хотят потанцевать :) Именно «смотрят в сторону, давая возможность поймать свой взгляд», а не «буравят взглядом». Чересчур настойчивые призывные взгляды как правило заставляют кавалеров только неистово бороться
с пылинками на рукаве пиджака. Порой может случиться конфуз, например, кавалер посмотрел на одну даму, а его взгляд поймала ее соседка. И не просто поймала, а уже улыбнулась и встала. Значит, так решили высшие силы :) С другой же стороны, кабесео как раз и придумано, чтобы неудобные ситуации исключить. Молодой человек будет чувствовать себя не лучшим образом, если он прошел через весь зал к девушке, получил отказ и вынужден на глазах у всех возвращаться за свой столик. В Буэнос Айресе раньше он был бы вынужден не появляться на этой милонге до тех пор, пока об этом случае не забудут. В Аргентине на одних милонгах после окончания танды все рассаживаются по своим местам и стрельба глазами ведется из-за столиков. На других — мужчины ходят вдоль столиков, как бы невзначай скользя взглядом по лицам. Я слышал рассказы девушек, что иногда стоит на секунду случайно поднять глаза, оторвавшись от разговора, и уже ловишь «приглашение». Порой те, кому просто надо пройти из одного конца зала в другой, держат глаза в пол. Идет навстречу знакомый, ты хочешь с ним поздороваться, а он ничего не видит, не слышит - «не в доступе». На милонге важно не просто как, с каким лицом, сидеть, но и где. Там, где людской поток больше, около бара или выхода на танцпол, вероятность получить приглашение на танец выше. Если же девушка сядет в дальнем углу (да еще и спиной к танцполу), найти и пригласить ее сможет разве что очень настойчивый кавалер (как правило — знакомый). На европейских милонгах и у нас чаще можно встретить «промежуточный» стиль приглашения. Кавалер приближается к даме на расстояние в несколько метров, а когда она его заметит, пробует поймать взгляд. Если не поймал, можно сделать вид что просто так пришел постоять. Стрелять глазами от столика к столику удобно, когда зал ярко освещен. Многим же (как и автору) более уютными кажутся милонги, где свет приглушен. Как-то раз на милонге в Теплице в Москве приглашенный иностранный диджей все пытался включить на полную мощность свет, радея за кабесео; а организатор, Ира, еле отбивалась, аргументируя, что «народ пришел на милонгу, а не на детский утренник любит это место именно за такую атмосферу». «Y todo a media luz..»*** Недавно я услышал выражение «Москва не кабесеится» (спасибо Семену! :)) Возможно, в московском танго далеко не все знают, используют и любят (умеют готовить) кабесео. Но именно это выражение напомнило мне про еще один нюанс. И кавалеры, и дамы, придя на милонгу обращают внимание на танцпол: кто пришел, кто как танцует. Как правило, у мужчин в голове есть некоторый «план»: потанцевать с этой девушкой, с этой и с этой. И иногда кавалеры забывают, что девушки точно так же могут строить собственные планы на милонгу :) В общем, насколько танго — это не шаги, так и милонга — это не просто зал, где звучит музыка танго; это игра, со своими правилами. И кабесео — часть этой игры. Многие из этих правил интуитивно понятны, достаточно лишь внимательно понаблюдать за происходящим на милонге****.
Этикет и традиции милонги
Этикет милонги — это не только кабесео. И пусть порой между хорошими знакомыми он соблюдается не так строго, но он есть :) В Буэнос Айресе, если девушка пришла на милонгу не
одна, ее может пригласить разве что кто-то из близких знакомых. Хорошим тоном считается при этом спросить у ее кавалера разрешения. Если девушка занята разговором с мужчиной, это также снижает ее шансы быть приглашенной в это время. Как правило, более опытные танцоры не торопятся приглашать с первыми нотами новой танды. Сначала нужно услышать, что играет, какой оркестр, понять — хочется ли танцевать под эту музыку. Потом решить - с кем. Если девушка свободна — пригласить. В Буэнос Айресе редко приглашают во время последней или предпоследней композиции, исключение - если кавалер захочет пригласить девушку, не будучи уверенным в том, как она танцует. Танцуя на милонге, важно представлять разницу между салонным танго и выступлением на сцене. Для милонги больше подходят компактные движения. Вставляя в танец сложные фигуры, особенно связанные с махами ногами, пара должна контролировать, что это не мешает другим, уважать чужое пространство. В Аргентине на некоторых милонгах организаторы могут попросить нарушителей покинуть зал. На милонге танцуют по залу против часовой стрелки. Следует постараться держать постоянную дистанцию от впереди идущей пары, не обгонять, не наступать на пятки, но и не зависать сильно на месте. Таким образом, на «хорошей» милонге весь танцпол двигается как единый организм. Те кто менее ловко владеют искусством навигации на танцполе, чаще танцуют в центре зала. В плотном трафике задача партнера (помимо всего прочего) - уберечь свою даму. Если вы столкнулись с другой парой, хорошим тоном считается извиниться. В начале танца первым объятие предлагает мужчина. Между двумя композициями принято разрывать объятия. В Буэнос Айресе есть традиция в это время разговаривать. Иногда даже похоже, что люди пришли поговорить, а не потанцевать :). Даже когда начинает звучать музыка, люди продолжают стоять и общаться. Порой это может длиться секунд 40 (а это четверть всей песни). Забавно наблюдать, как некоторые пара стоят и ждут, когда уже можно будет продолжить танец. Потом весь танцпол почти одновременно приходит в движение. Эта традиция появилась в ту же эпоху, что и кабесео. Молодые девушки почти все время находились в обществе под присмотром матери (отца, дяди, младшего брата) и пауза между одним танго и другим была чуть ли не единственной возможностью поговорить с девушкой. Вот так на милонгах назначались свидания! За пределами Аргентины эта традиция распространения не получила. Сейчас начало композиции как правило используют, чтобы распознать, что за танго звучит, настроиться на танец. В конце танды (или раньше, если кто-то в паре не хочет продолжать танцевать) принято говорить друг другу «спасибо». Это значит: «спасибо, давайте прервемся». Если вам сказали «спасибо», не стоит отвечать «пожалуйста» :) Обычный ответ звучит как «спасибо» или «спасибо, было очень приятно!». Со стороны кавалера будет галантно после танца проводить даму до ее столика или до выхода с танцпола. Отдельно хотелось бы упомянуть, что считается дурным тоном:
- не соблюдать линию танца и мешать другим парам.
- разговаривать во время танца (на взгляд автора — один из самых страшных танго-грехов).
- учить во время танца (еще хуже. За это можно получить моментальное «спасибо» и дурную репутацию).
- грубый отказ. Уж лучше сослаться на больную ногу или усталость или предложить потанцевать «в другой раз». Если девушка точно знает, что она сейчас не готова танцевать с этим кавалером, или если она и правда сильно устала — это одно; если же она «не уверена», то почему бы и не попробовать? В конце концов, «спасибо» всегда можно успеть сказать.
- чрезмерная навязчивость. Если партнеру отказала девушка, некрасиво спрашивать «а почему?» или уточнять «ну когда же мы с вами потанцуем?». Надо уметь делать выводы. Иногда кабесео, конечно, сильно выручает.
- отказать одному кавалеру и тут же пойти с другим.
- ходить по танцполу когда звучит музыка.
Ни один аргентинец не будет танцевать под танго ”Adios muchachos” Это считается плохой приметой. Говорят, что это было последнее танго, которое исполнил Карлос Гардель перед тем, как разбился в авиакатастрофе. В конце вечера как правило последней композицией звучит танго ”La Cumparsita”. На некоторых милонгах есть традиция ставить две Кумпарситы. Иногда «лишнюю» Кумпарситу может поставить диджей, если танцоры не хотят расходиться с танцпола и «требуют продолжения банкета» (тем самым выражая свою благодарность диджею).
Текст — Вячеслав Иванов
* - ”Asi se baila el tango” (Вот так танцуют танго) - знаменитое танго в исполнении Альберто Кастижо.
** - Cabeceo – от испанского “cabeza” (голова). Слово «кабесео» в Аргентине определенно знает каждый, даже люди далекие от танго. Ведь этим словом в футболе обозначают удар головой :)
*** - ”Y todo a media luz” — ”И все в полумраке”. Строчка из танго “A media luz”.
**** - Наберите в Youtube “cabeceo” - там есть отличный ролик про приглашение на танец.
Комментариев нет:
Отправить комментарий