Это очередное интервью из серии «Секреты танго», и сегодня я беседую с Юрием Алексееввым – известным в Москве и за ее пределами танго-диджеем. Еще Юра – это любимый диджей украинских танго-фестивалей и пользуется здесь неизменной популярностью.
Юра, спасибо тебе за согласие дать интервью. И я сразу перехожу к вопросам. Как получилось так, что ты стал танго-диджеем?
Это было около 6 лет назад. Я тогда учился танго… Я и сейчас учусь до сих пор… Я тогда учился в школе, где сейчас преподаю. Это «Casa Del Tango» в Москве.
На милонгах диджеила обычно Валя Устинова – это наш преподаватель, основатель и руководитель школы. Она уезжала в Буэнос-Айрес на 2 месяца, и некому было ее заменить. Она предложила мне диджеить. Я сначала долго отказывался, потому что я тогда учился всего несколько месяцев. Я не знал музыки. Мне все оркестры казались на одно лицо. Вся танго-музыка казалась одинаковой. Это нормально для людей, которые танцуют несколько месяцев, у которых нет достаточно большой наслушки танго. Такое очень часто происходит. Но Валя сказала: «Ты не беспокойся, я верю, что ты сможешь. У тебя все получится. У тебя все хорошо с музыкальностью. Ты сможешь. Проблем не будет. Правил всего четыре: музыка ставится тандами (танго, милонга, вальс); танда вальсов и танда милонг никогда не идут одна за другой; на милонгах не ставят “Adios Muchachos”, а в конце всегда должна быть “Кумпарсита”. Вот 4 правила, а остальное – как хочешь. Остальное ты можешь посмотреть в Интернете».
Я пошел в Интернет, я посмотрел все, что смог найти по этой тематике. Валя дала мне музыки - начало моей коллекции было положено именно таким образом: это было 4 бокса с компакт-дисками. И, собственно, так я начал диджеить. Начало мне дала Валя. Основа – это Валя и Интернет. Сейчас в Интернете есть много ресурсов, посвященных танго-диджейству, туда можно зайти посмотреть, и плюс собственный опыт, который я получил в процессе…
У тебя достаточно большой опыт – почти 6 лет. У нас в Украине пока еще нет диджеев с таким опытом.
Подождите несколько лет – будут:).
Что такое хорошая милонга? И что тебя больше всего радует и раздражает, когда ты смотришь на танцпол со своего диджейского пульта?
Для меня удачная милонга... Я много думал, искал сравнения по поводу того, кем должен быть диджей, чем он должен заниматься, что он должен делать в танго-сообществе. Для меня, когда я диджею, этот процесс можно сравнить с написанием книги. Вся милонга — это роман, танды – это отдельные главы, абзацы. Или еще можно сравнить – как художник рисует картину…
Хорошая милонга – это когда тебя посещает вдохновение. Милонга — это история, которую ты рассказываешь: хорошо, когда повествование течет само собой, и тебе не нужно прилагать усилия для выбора той танды, которую ты собираешься ставить дальше.
И, естественно, хорошая милонга – это когда мое желание, вдохновение находят отклик у тех людей, которые пришли танцевать. Когда ты ставишь музыку, и они охотно выходят и танцуют под нее... Да, у тебя может быть вдохновение – а люди не идут танцевать. Значит, надо что-то менять. И естественно, больше всего нравится, когда ты ставишь музыку, и к концу милонги ты понимаешь, что практически не было ни одной танды, чтобы люди сидели, пережидали и дожидались следующей, – вот это больше всего радует.
Раздражает больше всего – когда у меня самого что-то не получается. Я ставлю музыку и понимаю, что не попал, промазал… Это не то, что надо было делать сейчас. Это бывает… Это очень досадно, обидно, …. Но это это и есть процесс твоего собственного обучения.
Вопрос по поводу стиля диджейства. Чем-то отличается твой личный стиль от стиля других московских или европейских диджеев?
Мне трудно говорить про стиль, но есть довольно много разных теорий и представлений о том, как нужно диджеить и что это такое. Думаю, у каждого диджея есть своя теория. Моя теория, как я уже описал: ты как будто рисуешь картину или пишешь роман. И обязательно на танцполе должна присутствовать энергетика. Это трудно объяснить и понять. Особенно это бывает трудно понять новичкам: что на танцполе должна быть энергетика. Некое ощущение, атмосфера, когда всем хорошо, все довольны, когда люди не копят свои эмоции внутри, а делятся ими с окружающими.
Возвращаясь к стилю. Есть несколько разных методик. Одна из них – чисто рациональная. В упрощенном варианте она выглядит так: я поставил танду быстрой музыки – следующая будет медленная, я поставил танду лиричной музыки – следующая будет ритмичная. Чуть-чуть усложняя: я поставил быструю и ритмичную, значит следующая будет медленная и лиричная. Соответственно, после милонг будет медленная музыка. Идея состоит в том, чтобы постоянно менять характеристики музыки, чтобы слух у танцоров не замыливался.
Есть такая теория. Есть еще несколько разных теорий. Но мне нравится такой стиль, когда ты стараешься, с одной стороны, дать весь спектр музыки, ставить совершенно разную музыку, разных оркестров, разного направления: лиричную, ритмичную, с вокалом, без вокала. С другой стороны, эта музыка должна давать людям возможность танцевать, давать людям энергию. Я не люблю безжизненную музыку. Я почти не ставлю музыку, которую не люблю танцевать сам. И, по-моему, это нормально. Каждый диджей должен так делать. Потому что если делать то, что тебе не нравится, то никакой радости не будет ни тебе, ни остальным. А люди это чувствуют… Когда ты делаешь что-то не свое – это настроение передается и в зал.
Я знаю, что ты работаешь профессионально 6 лет, у тебя есть довольно глубокое знание, понимание музыки и разных нюансов. Это как-то отражается на стиле твоего танцевания? Есть взаимодействие танцевания и диджейства?
Я бы сказал, что это связано не с тем, что я диджею, а с тем, что я всегда слушаю музыку и сам много танцую. Если ты много слушаешь, ты знаешь характерные особенности оркестров, какие-то мелочи вплоть до очень тонких вещей, которые ты можешь обыграть на танцполе. То, что я сам ставлю музыку на милонгах, на мое танцевание влияет мало.
Что, на твой взгляд, является самым трудным в изучении танго? Ты сам учился и учишься… Что самое трудное?
Мне кажется, самое трудное для большинства людей – это критически к себе относиться. Потому что я знаю многих, кто приходит заниматься, ходит на уроки полгода-год. После этого они перестают приходить на уроки, на семинары, фестивали, но продолжают танцевать. И никак не хотят развиваться дальше. Кто-то, может быть, считает, что он уже все знает и все умеет. Кто-то думает, что все это ему не нужно…
Я хожу на уроки, на семинары, беру уроки, частники. Я хочу узнать, где мой потолок. Я хочу дойти до своего потолка – научиться танцевать так хорошо, как только смогу. Я стремлюсь научиться, и это дает свои результаты. Я знаю, что я расту. Может, не так быстро, как хотелось бы… Но это происходит.
Самое трудное – заставить себя учится. Найти какой-то побудительный мотив, который заставлял бы тебя продолжать обучение. Если найти его – все остальное будет несложно. Найти мотив, и дальше грызть гранит – настойчиво, упорно.
В Украине в сентябре проходит 4 фестиваля. Сейчас и количество фестивалей, и популярность танго растет. Твои мысли по поводу такой популярности танго?
Я не знаю, почему танго популярно. Это просто танец, который я люблю. Я в танго попал совершенно случайно, но оказалось, что танго дает мне то, что я искал в танцах вообще.
Танцы были популярны всегда. Особенно популярны они становятся, когда людям не очень хорошо, – во время кризисов. Например, в Москве был кризис год с лишним назад, и много людей стало приходить вообще в танцы, не только в танго.
У аргентинского танго есть своя специфика. Это серьезная, достаточно важная вещь: ему надо действительно учиться. Надо прилагать немало сил, чтобы научиться его танцевать. И сил не только физических и материальных (я имею в виду деньги). Это не только танец страсти, не только эмоциональный танец, но и очень умный танец. Тут еще должна очень много работать голова. Бывает, что приходит человек и думает, что он окончит базовый курс и через три месяца будет танцевать, как артист балета. Поэтому много людей уходят из танго: это трудно, это тяжело. Это та же самая причина, почему в Аргентине, так говорит Бальмаседа, гораздо более популярна кумбия, которую не нужно учиться танцевать.
Прелесть и отличие танго от многих других танцев – что это не просто танец. Это еще и культура. Она включает в себя это и сам танец как движение. Она включает и музыку, которая есть и танцевальная – золотого века. Есть музыка для того, чтобы послушать – это музыка более позднего периода, записанная в 60-70-е. Есть ранняя – под нее, конечно, можно танцевать те движения, которые мы сейчас используем, но это не совсем удобно. Совсем скучно…
Кроме того, у танго есть своя история. Своя история – это люди, которые делали танго: композиторы, певцы, дирижеры, оркестры. Есть своя мифология, анекдоты, случаи. То есть это целая культура. И чем глубже ты входишь в танго, тем больше ты эту культуру узнаешь, тем больше ты понимаешь, что трудно танцевать танго, не зная всего этого... Вернее даже не так. Как ты танцевал, не зная этого, и как ты танцуешь, зная это, – это две очень разные вещи. И по мере того, как ты все больше и больше эту культуру узнаешь, у тебя начинает меняться отношение к танцу. Ты начинаешь по-другому относиться и к самому танцу, к процессу, Я имею в виду так же и отношение к женщине. Как аргентинцы относятся к женщине – и как это у нас. Это различия достаточно большие.
Говоря о различиях, хотелось бы спросить, замечал ли ты, как танцуют танго в разных местах? Аргентинская культура получает в каждом месте свою интерпретацию, каждый по-своему воспринимает танго. Каковы твои наблюдения, в чем разница, где как танцуют?
Да, безусловно, есть большая разница, как танцуют носители культуры. У них не возникает, например, вопросов, кто такой Хулио Соса. Они оркестры различают с детства. В Буэнос-Айресе есть радио, которое круглосуточно транслирует только танго. Для них это все очевидно. Они с младенчества ходят на милонги. И они танцуют по-своему.
Мы приобщились к танго недавно и в большинстве своем ничего про эту культуру не знаем… Даже я если знаю какие-то анекдоты, то я не знаю десятой, даже сотой доли того, что знают преподаватели, которые приезжают к нам.
Мы танцуем по-другому. Если я не знаю этой культуры вообще и не хочу знать, то и танец у меня будет другой.
Все-таки танго родилось оттого, что мужчина хотел быть с женщиной. И в аргентинском танго этот аспект очень сильный. Это суть танго. Это танец не только как движение, но и как желание быть рядом с другим человеком, быть вместе. Мне кажется, что в Европе в некоторых городах «танго как движение» вытеснило «танго как возможность быть с другим человеком». Выглядит это, для меня по крайней мере, не очень интересно: как механические движения, не наполненные смыслом, чувствами, как оловянные солдатики или как машинки. Ганчо-болео-болео-ганчо, так-сяк, я еще так могу… А внутри пусто. Ничего. Танец получается ни о чём.
Естественно, что на танго, когда оно приходит в другую культуру, накладывается отпечаток местного своеобразия. Более детально мне сложно говорить. Я не так много ездил, я не так много был в разных странах, чтобы говорить, что французское танго — такое, а итальянское — вот такое, а еще какое-нибудь — третье.
Я слышал, что ближе всего к аргентинскому танго итальянцы. Это очень близкая культура. И вообще когда мы говорим «аргентинское танго», оно во многом итальянское. Я когда-то уже говорил, если мы посмотрим на людей, которые делали это танго, даже если возьмем только фамилии дирижеров: Д’Арьенцо – итальянская фамилия, Донато – итальянец, Ломуто – итальянец, Канаро – его ненастоящая фамилия, но настоящая фамилия его итальянская. Де Анжелис… Если по-испански будет правильно – «ДеАнхелис». Мы спрашивали одного аргентинца, как правильно. Он сказал, что по-испански правильно «Де Анхелис», но так как тот был итальянец, то он - «Де Анжелис». Из испанцев там только может быть Кало... Ди Сарли тоже итальянец. Можно посмотреть фамилии музыкантов, авторов произведений… И получается, что очень значительную часть танго создали именно итальянцы. Поэтому им танго ближе всего.
Ты интересуешься не только музыкой и танцем танго, но и культурой…
Да, естественно, это нужно знать
Тому, кто диджеит, или тому, кто танцует?
И диджею, и танцору. Это хорошо, когда человек интересуется тем, что он делает. Даже если это отдых для него, хорошо, когда он интересуется, знает как можно больше о том, что ему нравится. Потому что просто прийти выучить несколько движений и сказать «больше меня ничего не интересует, спасибо, меня мой уровень устраивает» – это сознательное ограничение своих возможностей. Это как отрезать себе руки-ноги и сказать «спасибо я есть могу, думать могу, и больше мне ничего не надо».
Я хочу поблагодарить тебя за то, что ты поделился своими наблюдениями и впечатлениями от танго. Может быть, тебе самому хочется что-то сказать, пожелать тем, кто танцует танго?
Учитесь. Не бросайте учиться. Танго – довольно сложная вещь. Надо учиться всегда, всю жизнь. Постоянно появляются какие-то новые вершины. Если вы думаете, что все умеете, всегда найдется человек, который умеет больше. Если вы думаете, что все знаете, всегда найдется человек, который знает больше. Не останавливайтесь на достигнутом. Стремитесь к вершине, постарайтесь дойти до конца. На этом пути очень много интересного. Спасибо!
Аудиоверсия интервью на http://www.tangosecrets.com/2010/10/blog-post.html
Интервью провел Игорь Цимбалистый
Подготовка текста Ирина Дубчак
15 дек. 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий