Станцуем танго, жизнь моя!
Решение принято: я иду учиться танцевать танго. Более того, я должна научиться его танцевать. И на этот раз я подойду к делу с усердием, которого мне не хватало на протяжении стольких лет бесплод ных попыток (начиная с первых неуклюжих танцев с моим отцом и заканчивая случайными, но пол ными рвения экспериментами с теми отчаянными «добровольцами», которые встречались на моём пути). И раз уж я действительно намерена пойти до конца, в первую очередь я должна посещать настоящие занятия (то есть с преподавателем). Преисполненная благими намерениями, я встала на каблуки, нацепив юбку, как подобало случаю, и со своей самой ослепительной улыбкой появилась в танцевальном зале, который мне усиленно реко мендовали подруги.
Но разве счастье достижимо, разве совершен ство возможно... Как всегда... Чего-то не хватало. Я огляделась по сторонам один раз, потом другой... и обнаружила суровую правду жизни прямо перед носом: на двадцать пять женщин было всего четве ро мужчин.
Нет, ничто не сможет сломить мою волю и заста вить отступить от задуманного. И я рванула на танц площадку с намерением отбить желанную добычу. Но несмотря на мой боевой задор и лучезарную улыбку, за час я смогла уцепить только одного парт нёра, да и то на пять минут. Такими темпами я за два года не выучу ни одной фигуры (а ведь могут появиться и новые соперницы!). Тогда на меня сошло просветление, и в голове отчётливо застуча ла мысль: для чего тогда у меня муж?
Применив свою самую успешную, годами отра ботанную тактику «манипуляции-соблазнения», я затащила его на занятие. И самое невероятное,... ему понравилось!
Первое занятие
— Первое, чему мы будем учиться в танго, это объятие, — говорит преподаватель.
Я решила, что уж это точно не требует осо бой искушённости, мы, не задумываясь, спонтанно делаем это время от времени привычным способом. Во всяком случае, объятия казались мне чем-то настолько естественным, что не требовали дополни тельной подготовки. Но нет. Судя по всему, за объя тием в танго стоит что-то гораздо большее.
— В танго тела должны действовать, подобно замкнутой электрической цепи. Рука — быть твёр дой, но не толкать. Ноги — соприкасаться, но не путаться и не затруднять движения. Имейте в виду, что в этом танце центр тяжести находится не отдель но в каждом партнёре, а между ними обоими, и если его не почувствовать, можно потерять равновесие.
Вы должны научиться взаимодействовать, чтобы насладиться танцем, — говорил преподаватель.
Тогда муж заключил меня в объятия, сдвинув ноги, одной рукой он придерживал меня за талию, а другую поднял, предлагая её в качестве поддерж ки. Всё было хорошо... Теоретически. Я повисла в воздухе, его плотно сжатые ноги не давали мне двигаться, а его твёрдая рука... была настолько твёрдой, что у меня немели пальцы.
— Твоя рука должна оказывать сопротивление. Иначе тебе покажется, что тебя толкают. Нельзя тан цевать с желе, даже если оно имеет вид женщины.
Меня только что назвали «желе в виде женщи ны». Именно это он и сказал... Так закончился урок.
Второе занятие
— Сегодня мы выучим основное движение из восьми па. Смотрите. Раз, два, три, четыре, пять... На счёт пять женщина должна ощутить центр тяже сти в правой ноге и этой самой ногой, перенеся вес, отступить назад, и продолжаем: шесть, семь, восемь... Понятно?
Мы произнесли «да» не без некоторого замеша тельства и начали танцевать: раз, два, три, четыре, пять... Увы! Ничего не получалось. Муж настаивал, чтобы на счёт шесть я сделала шаг левой ногой, хотя в этот момент она была согнута в колене.
— Ты собрался меня задавить?
— Нет, это ты, ты должна отступить.
— Как я могу отступить, если моя нога висит в воздухе!
— Остальные женщины как-то это делают...
— Они делают это, потому что остальные мужчи ны их хорошо ведут.
Подошёл преподаватель и обратился к мужу: «Ты должен понимать, где у неё в данный момент центр тяжести. Иначе она не сможет сделать шаг. Смотри: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь и восемь. Ты видел?»
Как чудесно танцевать с мужчиной, который тебя чувствует! Признаюсь, со своим мужем я ощущала себя бездарностью. Он возлагал на меня вину за свою собственную неумелость и с упрямством не замечал, что было совершенно невозможно следо вать за ним.
Третье занятие
— Сегодня мы поработаем над дополнительны ми движениями. В танго есть два такта как для мужчины, так и для женщины, связанные с входом и выходом за пределы пары. Мужчина может либо ограничиться тем, что предоставляет партнёрше пространство, или подключиться к её движению...
Вот он, долгожданный момент я, наконец, нау чусь всем этим финтифлюшкам. Таким красивым, изящным, чувственным. Выхожу, вхожу, снова выхожу... В чём дело? Внезапно я обнаруживаю, что мы оба почти падаем в четырёх метрах друг от друга и в милях от желаемой чувственности...
— Что вы делаете? — учитель вырос перед нами, как джин из бутылки. — Мы танцуем танго, а вы устроили борьбу сумо. Подойди. — попросил он мужа. — Сейчас я заменю твою партнёршу и пока жу, что ты делаешь. Видишь? Когда ты не даёшь мне достаточного пространства, я все равно стрем люсь его получить, пусть даже отдалившись...
Четвёртое занятие
Хотя мы уже более или менее можем двигаться вместе, нам стоит большого труда добиться синхрон ности. Поработав с паузой, мы добились того, что смогли протанцевать некоторое время не останавли ваясь, но после некоторых па, скоординированных с горем пополам, я вновь натолкнулась на ноги мужа (или это он налетел на мои, я уже не понимаю). Как бы то ни было, муж упрекает меня в том, что я его не слушаю, что танцую одна. Я твержу, что не понимаю, чего он от меня добивается... Судя по всему, он тоже не знает, чего я от него хочу.
К нам снова приближается Хулио, учитель, чтобы поговорить с мужем. Неужели в зале больше нет пар, которые плохо танцуют?
— Если ты хочешь донести что-то до женщины, найди с ней контакт, привлеки внимание. Иначе ты вторгаешься на её территорию, ошеломляешь и от растерянности она тебя не понимает. Применим это к танцу. Смотри! Сначала ты ищешь её ногу, оста навливаешь её и лишь тогда выполняешь движе ние. Если до этого ты не установил с ней связь, ей трудно угадать, что ты хочешь сообщить. Ведь когда ты хочешь поговорить с ней, сначала ты зовёшь её и, только убедившись, что она слушает, говоришь. Иначе придётся кричать. А ты, - обратился он ко мне, — помни, что когда он тебя зовёт, надо оста новиться и послушать. Не обязательно ему кричать, чтобы быть услышанным. А в танце — толкать.
Смотрите, я это продемонстрирую. Я подношу свою ногу к её ноге, она останавливается, чтобы послу шать меня. Я делаю движение и жду её реакции. Не забывайте: танец — это диалог, а не приказ. Один танцор говорит, а другой, выслушав, отвечает. Внимание: только выслушав! Потому что в танго, как и в жизни, если я не возьму на себя труд тебя услы шать, я предположу, что знаю, что ты мне скажешь, и никогда не узнаю, что же ты хотел сказать. А стало быть, и не отвечу. Таким образом, нет диалога, есть монолог. Это как раз то, что вы делаете, и это не танго — парный танец, в котором каждый танцор импровизирует на основе движений партнёра.
Пятое занятие
Сегодня мне не хочется идти на занятие. В дей ствительности, мне не хочется никуда идти. Я не понимаю, что происходит, но чувствую, что наш брак разваливается. Мы уже давно ссоримся по любому поводу и не можем обсудить происходя щее. Взаимным упрёкам нет ни конца ни края, и это делает диалог невозможным. Такое ощущение, что мы говорим на разных языках и нас разделяет про пасть, заполненная упрёками и безразличием.
Не знаю, как и когда легло между нами это молчание, но оно с каждым днём все тягостнее и, кажется, невозможно его нарушить. Я никогда даже представить себе не могла, что после стольких лет духовной близости и понимания наступит момент, когда мы рядом, но не вместе.
Всё же лучше я переоденусь и пойду на занятие, потому что, ломая голову, я ничего не добьюсь; а когда мы остаёмся дома наедине, наша разобщён ность становится невыносимой.
— Сегодня мы не будем разучивать новые па. Думаю, настал важный момент — осознать, что вы делаете. Если вы не поняли, что такое танго, не проникли в его сущность, вы сможете выпол нять отдельные па, но никогда не будете танцевать танго. Танго — это танец, исполняемый обнявшейся парой и при этом объятия призваны поддерживать, а не сковывать. Обнимать — это предоставить свои распахнутые руки, и тот, кто их принимает, делает это всем телом. Слившись воедино, партнёры пере мещаются в пространстве, но — СВОЁМ — про странстве, оно создано двумя людьми. Как говорят: «Танго отрицает законы математики, потому что «один плюс один» в нём никогда не равняется двум. Либо одному, то есть паре, либо трём, то есть жен щине, мужчине и третьему измерению». Одному или трём, но никогда не двум!
Это настоящий язык тела и любви, в котором есть место и игре с самоопределением каждого, и есть место мгновениям тишины... Молчание бес спорно часть диалога, которое только обогащает его, если хотите, но никогда не сводит на нет. В танго, этом диалоге танцоров, оба могут предла гать и ждут предложений друг от друга. Если один из них проявляет инициативу и делает первое дви жение, его следующее действие всё равно зави сит от ответа партнёра, его скорости, амплитуды или направления движения. Поэтому нужно учиться воспринимать ошибки как возможность совершен ствоваться.
Если бы это было не так, танго бы не существо вало. Неверный шаг не должен расстраивать: возоб новите контакт с партнёром и попытайтесь творить вместе. В конце концов, танго ещё и способ само познания, как и история любых отношений. В каче стве друга, любовника или отца я вхожу в эту роль благодаря другому человеку, в танго я могу быть защитником или защищенным, доминирующим или ведомым. Могу быть бесконечно нежным, страст ным и, вполне вероятно, и тем и другим. Партнёрша нужна мне, чтобы увидеть себя. То, о чем я говорю, непросто, но только когда вы это поймёте, вы смо жете танцевать. И каждый день по-разному: страст но или нежно, порой доходя до экстаза, но уж точно, не прерывая танца. Тогда это танго.
Когда мы возвращались домой, слова Хулио эхом отдавались во мне. Было такое ощущение, что фразы материализовались и стали танцевать в моей голове, заполняя её; их движения, упорядочившись, напол нялись гармонией и смыслом: «Объятия призваны поддерживать, но не сковывать... Воспринимайте ошибки как шанс... Когда ты не даёшь мне дос таточно пространства, я всё равно стремлюсь его получить... Партнёр нужен мне, чтобы увидеть, какой я... «Встреча» — это диалог, а не приказ; диа лог — значит слушать, а не перебивать; обнимать — значит давать пространство, а не захватывать его; танго — это диалог, диалог, диалог...»
Сегодня я перечитала эти старые заметки. Я нашла их а ящике старого комода, который остался в подвале после переезда. Сколько времени про шло? Десять лет? Да, наверное, столько. В то время наш брак едва насчитывал два года, а теперь мы вместе уже двенадцать лет. Кризис миновал и нам действительно пришлось нучиться жить вместе, так же как мы учились танцевать танго.
Пока я читаю, звучит музыка, а муж что-то де лает в саду. Кстати, вот он и освободился. Я вижу, что он идёт сюда.
Играет «Дансарин».
— Чем будешь заниматься? — спрашиваю я.
— Думаю тебя обнять... Станцуем танго, жизнь моя?
Хулия Атанасопуло Гарсия
— Твоя рука должна оказывать сопротивление. Иначе тебе покажется, что тебя толкают. Нельзя тан цевать с желе, даже если оно имеет вид женщины.
Меня только что назвали «желе в виде женщи ны». Именно это он и сказал... Так закончился урок.
Второе занятие
— Сегодня мы выучим основное движение из восьми па. Смотрите. Раз, два, три, четыре, пять... На счёт пять женщина должна ощутить центр тяже сти в правой ноге и этой самой ногой, перенеся вес, отступить назад, и продолжаем: шесть, семь, восемь... Понятно?
Мы произнесли «да» не без некоторого замеша тельства и начали танцевать: раз, два, три, четыре, пять... Увы! Ничего не получалось. Муж настаивал, чтобы на счёт шесть я сделала шаг левой ногой, хотя в этот момент она была согнута в колене.
— Ты собрался меня задавить?
— Нет, это ты, ты должна отступить.
— Как я могу отступить, если моя нога висит в воздухе!
— Остальные женщины как-то это делают...
— Они делают это, потому что остальные мужчи ны их хорошо ведут.
Подошёл преподаватель и обратился к мужу: «Ты должен понимать, где у неё в данный момент центр тяжести. Иначе она не сможет сделать шаг. Смотри: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь и восемь. Ты видел?»
Как чудесно танцевать с мужчиной, который тебя чувствует! Признаюсь, со своим мужем я ощущала себя бездарностью. Он возлагал на меня вину за свою собственную неумелость и с упрямством не замечал, что было совершенно невозможно следо вать за ним.
Третье занятие
— Сегодня мы поработаем над дополнительны ми движениями. В танго есть два такта как для мужчины, так и для женщины, связанные с входом и выходом за пределы пары. Мужчина может либо ограничиться тем, что предоставляет партнёрше пространство, или подключиться к её движению...
Вот он, долгожданный момент я, наконец, нау чусь всем этим финтифлюшкам. Таким красивым, изящным, чувственным. Выхожу, вхожу, снова выхожу... В чём дело? Внезапно я обнаруживаю, что мы оба почти падаем в четырёх метрах друг от друга и в милях от желаемой чувственности...
— Что вы делаете? — учитель вырос перед нами, как джин из бутылки. — Мы танцуем танго, а вы устроили борьбу сумо. Подойди. — попросил он мужа. — Сейчас я заменю твою партнёршу и пока жу, что ты делаешь. Видишь? Когда ты не даёшь мне достаточного пространства, я все равно стрем люсь его получить, пусть даже отдалившись...
Четвёртое занятие
Хотя мы уже более или менее можем двигаться вместе, нам стоит большого труда добиться синхрон ности. Поработав с паузой, мы добились того, что смогли протанцевать некоторое время не останавли ваясь, но после некоторых па, скоординированных с горем пополам, я вновь натолкнулась на ноги мужа (или это он налетел на мои, я уже не понимаю). Как бы то ни было, муж упрекает меня в том, что я его не слушаю, что танцую одна. Я твержу, что не понимаю, чего он от меня добивается... Судя по всему, он тоже не знает, чего я от него хочу.
К нам снова приближается Хулио, учитель, чтобы поговорить с мужем. Неужели в зале больше нет пар, которые плохо танцуют?
— Если ты хочешь донести что-то до женщины, найди с ней контакт, привлеки внимание. Иначе ты вторгаешься на её территорию, ошеломляешь и от растерянности она тебя не понимает. Применим это к танцу. Смотри! Сначала ты ищешь её ногу, оста навливаешь её и лишь тогда выполняешь движе ние. Если до этого ты не установил с ней связь, ей трудно угадать, что ты хочешь сообщить. Ведь когда ты хочешь поговорить с ней, сначала ты зовёшь её и, только убедившись, что она слушает, говоришь. Иначе придётся кричать. А ты, - обратился он ко мне, — помни, что когда он тебя зовёт, надо оста новиться и послушать. Не обязательно ему кричать, чтобы быть услышанным. А в танце — толкать.
Смотрите, я это продемонстрирую. Я подношу свою ногу к её ноге, она останавливается, чтобы послу шать меня. Я делаю движение и жду её реакции. Не забывайте: танец — это диалог, а не приказ. Один танцор говорит, а другой, выслушав, отвечает. Внимание: только выслушав! Потому что в танго, как и в жизни, если я не возьму на себя труд тебя услы шать, я предположу, что знаю, что ты мне скажешь, и никогда не узнаю, что же ты хотел сказать. А стало быть, и не отвечу. Таким образом, нет диалога, есть монолог. Это как раз то, что вы делаете, и это не танго — парный танец, в котором каждый танцор импровизирует на основе движений партнёра.
Пятое занятие
Сегодня мне не хочется идти на занятие. В дей ствительности, мне не хочется никуда идти. Я не понимаю, что происходит, но чувствую, что наш брак разваливается. Мы уже давно ссоримся по любому поводу и не можем обсудить происходя щее. Взаимным упрёкам нет ни конца ни края, и это делает диалог невозможным. Такое ощущение, что мы говорим на разных языках и нас разделяет про пасть, заполненная упрёками и безразличием.
Не знаю, как и когда легло между нами это молчание, но оно с каждым днём все тягостнее и, кажется, невозможно его нарушить. Я никогда даже представить себе не могла, что после стольких лет духовной близости и понимания наступит момент, когда мы рядом, но не вместе.
Всё же лучше я переоденусь и пойду на занятие, потому что, ломая голову, я ничего не добьюсь; а когда мы остаёмся дома наедине, наша разобщён ность становится невыносимой.
— Сегодня мы не будем разучивать новые па. Думаю, настал важный момент — осознать, что вы делаете. Если вы не поняли, что такое танго, не проникли в его сущность, вы сможете выпол нять отдельные па, но никогда не будете танцевать танго. Танго — это танец, исполняемый обнявшейся парой и при этом объятия призваны поддерживать, а не сковывать. Обнимать — это предоставить свои распахнутые руки, и тот, кто их принимает, делает это всем телом. Слившись воедино, партнёры пере мещаются в пространстве, но — СВОЁМ — про странстве, оно создано двумя людьми. Как говорят: «Танго отрицает законы математики, потому что «один плюс один» в нём никогда не равняется двум. Либо одному, то есть паре, либо трём, то есть жен щине, мужчине и третьему измерению». Одному или трём, но никогда не двум!
Это настоящий язык тела и любви, в котором есть место и игре с самоопределением каждого, и есть место мгновениям тишины... Молчание бес спорно часть диалога, которое только обогащает его, если хотите, но никогда не сводит на нет. В танго, этом диалоге танцоров, оба могут предла гать и ждут предложений друг от друга. Если один из них проявляет инициативу и делает первое дви жение, его следующее действие всё равно зави сит от ответа партнёра, его скорости, амплитуды или направления движения. Поэтому нужно учиться воспринимать ошибки как возможность совершен ствоваться.
Если бы это было не так, танго бы не существо вало. Неверный шаг не должен расстраивать: возоб новите контакт с партнёром и попытайтесь творить вместе. В конце концов, танго ещё и способ само познания, как и история любых отношений. В каче стве друга, любовника или отца я вхожу в эту роль благодаря другому человеку, в танго я могу быть защитником или защищенным, доминирующим или ведомым. Могу быть бесконечно нежным, страст ным и, вполне вероятно, и тем и другим. Партнёрша нужна мне, чтобы увидеть себя. То, о чем я говорю, непросто, но только когда вы это поймёте, вы смо жете танцевать. И каждый день по-разному: страст но или нежно, порой доходя до экстаза, но уж точно, не прерывая танца. Тогда это танго.
Когда мы возвращались домой, слова Хулио эхом отдавались во мне. Было такое ощущение, что фразы материализовались и стали танцевать в моей голове, заполняя её; их движения, упорядочившись, напол нялись гармонией и смыслом: «Объятия призваны поддерживать, но не сковывать... Воспринимайте ошибки как шанс... Когда ты не даёшь мне дос таточно пространства, я всё равно стремлюсь его получить... Партнёр нужен мне, чтобы увидеть, какой я... «Встреча» — это диалог, а не приказ; диа лог — значит слушать, а не перебивать; обнимать — значит давать пространство, а не захватывать его; танго — это диалог, диалог, диалог...»
Сегодня я перечитала эти старые заметки. Я нашла их а ящике старого комода, который остался в подвале после переезда. Сколько времени про шло? Десять лет? Да, наверное, столько. В то время наш брак едва насчитывал два года, а теперь мы вместе уже двенадцать лет. Кризис миновал и нам действительно пришлось нучиться жить вместе, так же как мы учились танцевать танго.
Пока я читаю, звучит музыка, а муж что-то де лает в саду. Кстати, вот он и освободился. Я вижу, что он идёт сюда.
Играет «Дансарин».
— Чем будешь заниматься? — спрашиваю я.
— Думаю тебя обнять... Станцуем танго, жизнь моя?
Хулия Атанасопуло Гарсия
Браво!
ОтветитьУдалить