В продолжение темы размеров. Так какой же размер у милонги? А у танго? И только ли лингвистические нюансы беспокоили Нестора Маркони, когда он говорил о размерах? А какой размер у "хорошего" танго? Ответить, надеюсь, поможет диск с хорошим танго. Например,
легендарного дуэта бандонеониста Леопольдо Федерико и гитариста Роберто Грелы, исполняющего оооочень хорошее танго, с чем вряд ли кто-то будет спорить (кстати, целая танда с этого альбома как-то звучала на нашей милонге в "Гарнизоне" на одинаково большую радость как продвинутым, так и начинающим). Берем первый попавшийся трек - знаменитое и красивейшее танго "Дансарин" - и тут же делаем интересное открытие: при попытке определить такт* этого произведения на слух получается такая картина: сильная - слабая - слабая - сильная - слабая - слабая - сильная - слабая. Расстояние между долями одинаковое. Как видно, для выражения такта этого танго четырех долей недостаточно. Их нужно восемь. Как мы теперь назовем размер ЭТОГО танго? Что мы будем делать с размером 4/4? Что он нам в этом случае говорит? Почему 4/4? Почему не 2/4? Почему не 1/2? Есть такт из восьми долей, и все эти "размеры" - 4/4, 2/4, 1/2, 8/8 - имеют к нему только то отношение, что такт всем этим размерам кратен. Размер "восемь восьмых", пожалуй, будет поточнее остальных, так как хотя бы честно называет количество долей такта (кстати, многие латиноамериканские музыканты и танцоры предлагают мыслить восьмерками именно потому, что такты очень многих латинских жанров - от сона до, как мы видим, иногда и танго - требуют минимум восьми долей для их выражения). Но все равно, рисунок такта (он же размер) останется неясным без дорисованных над нотами акцентов. В общем, найти танго с более чем одной сильной долей в такте, как было
обещано, было совсем несложно. Им оказалось буквально первое попавшееся.
Также не вижу никаких оснований считать, что и "Либертанго" - это танго на 4/4. Этому примитивному размеру, возможно, соответствует лишь какая-нибудь аккомпанирующая ритмическая партия. И то вряд ли. Сам же такт-размер "Либертанго", визитной карточкой которого является не только красивая мелодия, но и сложно и красиво расставленные акценты,
- три слабых, сильная слабая, сильная, слабая. Семь слышимых долей в такте. Еще на одну в самом начале приходится пауза, что растягивает расстояние между последней и первой долями до 1/2. В практическом смысле это означает, что если вы будете танцевать Либертанго на 4/4,
вы просто будете топтать пресловутый ничего не выражающий квадрат, что равносильно простому переминанию с ноги на ногу. Но если вы знаете, что у Либертанго размер выражается семью долями, еще и с вышеуказанными сильными и слабыми долями и паузами, то вы будете танцевать ни много, ни мало, само ЛИБЕРТАНГО во всем его великолепии,
отталкиваясь в творении вашего танца от семи долей, а не от четырех!
Короче говоря, предлагаю подытожить эти теоретические рассуждения следующими практическими выводами:
(а) чем талантливее музыка, тем меньше оснований загонять ее в размеры стандартной европейской нотной записи;
(б) в танце нужно определять на слух истинный такт темы, а не смотреть на указанный в начале нотной строки;
(в) для развития в себе чувства сложного ритма стоит практиковаться в хлопании (притоптывании и т.п.) под разную музыку, в том числе, сложную;
(г) полезно учиться импровизировать с сильными долями, расставляя акценты самостоятельно в разных местах разных тактов.
-------------------------------------------------------------------------------
* - чтобы впредь избегать неясности в трактовке понятия "такт" рекомендую не называть этим словом то, что вы видите в начале нотной строки между двумя первыми вертикальными палочками. Часто это будет случай ложного деления на такты в соответствии с указанным в начале строки размером в 4/4, когда доли будут делиться на группы по четыре. В случае, например, с кубинским соном такая группа будет означать ПОЛОВИНУ такта! За определением такта в универсальном смысле (которому музыкальная его разновидность соответствует полностью) советую обратиться, как бы ни смешно это могло показаться кому-то, к энциклопедии автомобилиста, где такт - это выполнение определенной последовательности процессов в цилиндре двигателя за один ход поршня. Либо к энциклопедии математика, где дано описание алгоритма (каковым такт и является один в один). Либо загляните в детский калейдоскоп, где ХАОТИЧНО разбросанные в одном секторе стеклышки дают ГАРМОНИЧНУЮ картину, если такие сектора сложить в полный круг. Так и музыкальный
размер, который представляет из себя ХАОТИЧНУЮ последовательность долей, при многократном воспроизведении, дает ГАРМОНИЧНУЮ картину музыки.
!!! Теперь касательно того, насколько конвенциональная нотная грамота может навредить. Обратите внимание, какое ужасное, в худшем смысле слова, "европейское" определение дано музыкальному такту в русскоязычной Википедии: "Такт — промежуток между двумя соседними
сильными долями". Человек, который так считает, никогда не сможет ни сыграть, ни станцевать, ни понять аргентинскую самбу, у которой НЕСКОЛЬКО сильных долей в одном такте! Он вырос на устаревшей европейской нотной грамоте, прививающей неверное представление о том, что в такте не может быть более одной сильной доли. И Либертанго, и
Take Five останутся за пределами его понимания!
http://chetosco.blogspot.com/2008/04/blog-post_10.html
19 июл. 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий